Словарь терминов по социальному служению Церкви

 

Алкоголи́зм – разновидность наркомании, болезненное пристрастие к употреблению этилового спирта (этилового алкоголя, этанола).

 

Адаптационное поведение – процесс взаимодействия субъекта и социальной среды, в ходе которого согласовываются взаимные требования и ожидания и реализуются определённые механизмы социальной адаптации. (Л.П. Кузнецова. Основные технологии социальной работы. Учебное пособие. – Владивосток, 2002. – с. 85).

 

Адаптационный шок – общее расстройство функций социального субъекта или системы, вследствие какого-либо потрясения социогенного характера, вызванного резким нарушением привычного взаимодействия с внешней средой. (Л.П. Кузнецова. Основные технологии социальной работы. Учебное пособие. – Владивосток, 2002. – с. 85).

 

Адаптация социальная – процесс взаимодействия субъекта социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. (Л.П. Кузнецова. Основные технологии социальной работы. Учебное пособие. – Владивосток, 2002. – с. 85).

 

Антиобщественные действия – действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц. (Абзац введен Федеральным законом от 07.07.2003 N 111-ФЗ, в ред. Федерального закона от 22.04.2005 N 39-ФЗ).

 

Бедность абсолютная – такое экономическое состояние субъекта, при котором имеющийся у него доход не позволяет удовлетворять даже первичные потребности (в пище, одежде, жилище и т.п.). (Л.П. Кузнецова. Основные технологии социальной работы. Учебное пособие. – Владивосток, 2002. – с. 85).

 

Бедность относительная – такое материальное и имущественное положение субъекта, при котором имеющийся в его распоряжении доход недостаточен по сравнению с доходами других людей или групп. (Л.П. Кузнецова. Основные технологии социальной работы. Учебное пособие. – Владивосток, 2002. – с. 85).

 

Бедность первичная – нехватка средств для удовлетворения основных нужд и потребностей субъекта при оптимальном использовании имеющихся средств. (Л.П. Кузнецова. Основные технологии социальной работы. Учебное пособие. – Владивосток, 2002. – с. 85).

 

Бедность вторичная – невозможность субъекту удовлетворить свои основные потребности в силу неразумной и нерациональной траты имеющихся в его распоряжении средств. (Л.П. Кузнецова. Основные технологии социальной работы. Учебное пособие. – Владивосток, 2002. – с. 85).

 

Беженцы – мигранты, которые были вынуждены покинуть свою страну из-за обоснованных опасений, что их будут преследовать по каким-либо причинам (расовым, религиозным, политическим, за принадлежность к какой-либо группе или организации). (Л.П. Кузнецова. Основные технологии социальной работы. Учебное пособие. – Владивосток, 2002. – с. 85).

 

Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц (В ред. ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 01.12.2004 N 150-ФЗ).

 

Беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания. (ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 07.07.2003 N 111-ФЗ)

 

Благотворительность – добровольная деятельность граждан и организаций по бескорыстной передаче имущества, денежных средств, выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. (Социологическая энциклопедия. Том 1. –М.: Мысль, 2003. – С. 15).

 

Воспитательная работа с осуждёнными к лишению свободы – это действия администрации исправительного учреждения, образовательных, культурных и иных организаций, граждан, самодеятельных организаций осужденных, формирующие правопослушное поведение осужденных на основе социально- педагогической системы, обеспечивающей исправление нравственным, правовым, трудовым, физическим и иным направлениями воспитательного воздействии, повышением образовательного и культурного уровня осужденных. (Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.; Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева – 2-е изд., стереотип. – М., 2004. – с. 176).

 

Дети безнадзорные – дети, лишённые родительского присмотра, внимания и заботы, позитивного влияния со стороны взрослых. (Л.П. Кузнецова. Основные технологии социальной работы. Учебное пособие. – Владивосток, 2002. – с. 86).

 

Дети беспризорные – дети, не имеющие родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания. (Л.П. Кузнецова. Основные технологии социальной работы. Учебное пособие. – Владивосток, 2002. – с. 86).

 

Дети дезадаптированные – дети, для которых характерно нарушение процессов социализации, социального функционирования и социального развития. (Л.П. Кузнецова. Основные технологии социальной работы. Учебное пособие. – Владивосток, 2002. – с. 86).

 

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи. (В ред. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 30.06.2007 N 120-ФЗ).

 

Диагноз социальный – чётко обозначенный и названный перечень проблем конкретного субъекта в их взаимосвязи, взаимозависимости и иерархии. (Л.П. Кузнецова. Основные технологии социальной работы. Учебное пособие. – Владивосток, 2002. – с. 86).

 

Диагностика социальная – выявление, обозначение и изучение причинно-следственных связей и взаимоотношений, порождающих комплекс социальных проблем различного уровня организации. (Л.П. Кузнецова. Основные технологии социальной работы. Учебное пособие. – Владивосток, 2002. – с. 86).

 

Добровольческая деятельность (добровольчество) – форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном, национальном или международном уровнях, способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан – добровольцев. (Решетников О. В. Организация добровольческой деятельности. Учебно-методическое пособие. – М., , 2005 – С. 13).

 

Изменения социальные – сознательная, целенаправленная деятельность по трансформации социальной действительности, ведущая к исчезновению старых и появлению новых социальных характеристик, как системы в целом, так и отдельных её элементов, а также, результаты этой деятельности. (Л.П. Кузнецова. Основные технологии социальной работы. Учебное пособие. – Владивосток, 2002. – с. 86).

 

Инвалидность – нарушение здоровья человека, сопровождающееся устойчивым патологическим изменением функций организма, приводящее к ограничению жизнедеятельности и выражающееся в полной или частичной утрате способности к труду, самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению, контролю за своим поведением. Тяжесть И. классифицируется по 3 группам: I лица с полной потерей трудоспособности, нуждающиеся в постоянном уходе; II – лица со значительной утратой трудоспособности, но не нуждающиеся в постоянном уходе; III — лица с ограничением трудовых функций. Выход на И. и ее тяжесть определяется Государственной службой медико-социальной экспертизы (МСЭ), входящей в систему (структуру) органов социальной защиты населения Российской Федерации (Постановление Правительства РФ «О государственной службе медико-социальной экспертизы» от 3 апреля 1996 г. № 392). МСЭ проводит медико-социальную экспертизу – определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза осуществляется, исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом Правительством РФ (ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ).

 

Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий (ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.06.1999 N 120-ФЗ).

 

Консультирование социальное – метод, обеспечивающий клиента практическими советами и помощью, как любая форма оказания клиенту помощи в отношении содержания, процесса или структуры решаемой задачи; - особая профессиональная служба, оказывающая услуги гражданам и организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают выявить социальные проблемы клиента, проанализировать их, дают рекомендации по их решению и, при необходимости, содействуют выполнению принятых решений и полученных рекомендаций. (Л.П. Кузнецова. Основные технологии социальной работы. Учебное пособие. – Владивосток, 2002. – с. 86).

 

Многодетная семья – семья, в которой родились и (или) воспитываются трое и более детей (в том числе усыновленные, а также пасынки и падчерицы) до достижения младшим из них возраста 16 лет, а обучающимся в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, – 18 лет. В составе многодетной семьи не учитываются дети, находящиеся на полном государственном обеспечении, и дети, в отношении которых родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах. Данное определение дано в (Закон г. Москвы «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» от 23 ноября 2005 г. N 60 в ред. от 5 ноября 2008 г. № 56).

 

Миграционная политика – совокупность социально-политических концепций и взглядов на миграционную ситуацию в стране, а также конкретных организационно-правовых и социально-экономических мероприятий по регулированию миграционных процессов, направленных на создание условий для обустройства и социальной адаптации мигрантов. Миграция, миграционный процесс – перемещение, переселение людей, связанное с изменением места пребывания и проживания сроком не менее чем на шесть месяцев. (Л.П. Кузнецова. Основные технологии социальной работы. Учебное пособие. – Владивосток, 2002. – с. 86-87).

 

Наркомания (в переводе с греческого narke – оцепенение, mania – влечение, страсть) – это состояние систематической или хронической интоксикации, которое вызвано употреблением наркотических веществ, трудно излечимая болезнь, развивающаяся при употреблении наркотических препаратов. Главным ее признаком является зависимость от какого-либо химического вещества, вызывающего приятное психическое состояние – эйфорию или измененное восприятие реальности. (Энциклопедия наркотических средств. http://narcotics.su/narkomania.html)

 

Несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет. (Абзац введен ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 07.07.2003 N 111-ФЗ)

 

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия. (В ред. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 07.07.2003 N 111-ФЗ).

 

Обеспечение социальное – участие государства в содержании своих граждан (в том числе и инвалидов), когда они по социально значимым причинам не имеют самостоятельных средств к существованию, либо получают их в недостаточном для удовлетворения необходимых потребностей количестве. (Л.П. Кузнецова. Основные технологии социальной работы. Учебное пособие. – Владивосток, 2002. – с. 87).

 

Обслуживание социальное – деятельность по организации и осуществлению работы, направленной на удовлетворение потребностей инвалида в различных социальных услугах. (Л.П. Кузнецова. Основные технологии социальной работы. Учебное пособие. – Владивосток, 2002. – с. 87).

 

Обслуживание социальное пожилых – обеспечение пожилого человека всем необходимым в виде конкретных услуг, в денежной или натуральной форме. (Л.П. Кузнецова. Основные технологии социальной работы. Учебное пособие. – Владивосток, 2002. – с. 87).

 

Ограничение системы жизнедеятельности – полная или частичная утрата человеком способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением и занятиям трудовой деятельностью. (Л.П. Кузнецова. Основные технологии социальной работы. Учебное пособие. – Владивосток, 2002. – с. 87).

 

Организации отдыха детей и их оздоровления – детские оздоровительные лагеря (загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания и другие), специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные лагеря, оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, лагеря труда и отдыха, эколого-биологические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), оздоровительные центры, базы и комплексы, иные организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления. (ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 N 124-ФЗ.)

 

Отдых детей и их оздоровление – совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований. (Абзац введен Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 21.12.2004 N 170-ФЗ).

 

Патронаж – это система обслуживания человека в определённых условиях в профилактических целях. Социально-педагогическое патронирование – это система социально – педагогической помощи и поддержки человека, направленная на предупреждение осложнений, рецидивных проявлений в процессе активной работы человека над собой (Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.; Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева – 2-е изд., стереотип. – М., 2004. – с. 55-56).

 

Педагогическое стимулирование правопослушного поведения осужденных к лишению свободы – это реагирование администрацией исправительног учереждения негативными и позитивными стимулами на поведения осужденных адекватно целям их исправления. (Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.; Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева – 2-е изд., стереотип. – М., 2004. – с. 178).

 

Первичная система ограничений жизнедеятельности ребёнка – совокупность объективных, биологических и психофизиологических факторов, приводящих к формированию неполной самостоятельности ребёнка, его зависимости от взрослых членов общества. (Л.П. Кузнецова. Основные технологии социальной работы. Учебное пособие. – Владивосток, 2002. – с. 87).

 

Поддержка социальная – деятельность, направленная на активизацию собственных сил и возможностей человека или группы по изменению своего материального и имущественного положения. (Л.П. Кузнецова. Основные технологии социальной работы. Учебное пособие. – Владивосток, 2002. – с. 87).

 

Помощь социальная – единовременные или краткосрочные действия, направленные на ликвидацию или нейтрализацию критических и негативных жизненных ситуаций. (Л.П. Кузнецова. Основные технологии социальной работы. Учебное пособие. – Владивосток, 2002. – с. 87).

 

Помощь социальная – деятельность, направленная на то, чтобы полностью или частично решить материальные проблемы субъекта через деятельность соответствующих учреждений и организаций. (Л.П. Кузнецова. Основные технологии социальной работы. Учебное пособие. – Владивосток, 2002. – с. 87).

 

Правопослушное поведение – поведение человека, не нарушающего норм уголовного права. (Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.; Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева – 2-е изд., стереотип. – М., 2004. – с. 17).

 

Проблема социальная – несовпадение ожиданий, потребностей, интересов и т.п. конкретного социального субъекта с аналогичными характеристиками других социальных субъектов. (Л.П. Кузнецова. Основные технологии социальной работы. Учебное пособие. – Владивосток, 2002. – с. 88).

 

Профилактика социальная – сознательная, целенаправленная, социальноорганизованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата. (Л.П. Кузнецова. Основные технологии социальной работы. Учебное пособие. – Владивосток, 2002. – с. 88).

 

Процедура – набор определённых и необходимых действий, связанных между собой. (Л.П. Кузнецова. Основные технологии социальной работы. Учебное пособие. – Владивосток, 2002. – с. 88).

 

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении. (ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.06.1999 N 120-ФЗ).

 

Реабилитация – это комплексное направленное использование медицинских, психологических, социальных, образовательных и трудовых мер с целью приспособлеия больного к деятельности на максимально возможном для него уровне. (Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.; Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева – 2-е изд., стереотип. – М., 2004. – с. 164).

 

Реабилитация социальная – комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта. (Л.П. Кузнецова. Основные технологии социальной работы. Учебное пособие. – Владивосток, 2002. – с. 88).

 

Ребенок – лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия). (ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 N 124-ФЗ.)

 

Реорганизация последствий – корректировка избыточности или недостаточности человеческого поведения. (Л.П. Кузнецова. Основные технологии социальной работы. Учебное пособие. – Владивосток, 2002. – с. 88).

 

Реорганизация стимулов – достижение желаемого результата через реорганизацию того, что происходило до интересующего нас поведения. (Л.П. Кузнецова. Основные

технологии социальной работы. Учебное пособие. – Владивосток, 2002. – с. 88).

 

Семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. (В ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ).

 

Социальная адаптация ребенка – процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы. (ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 30.06.2007 N 120-ФЗ).

 

Социальная инфраструктура для детей – система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей. (В ред. Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 21.12.2004 N 170-ФЗ)

 

Социальная реабилитация ребенка – мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем. (ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 N 124-ФЗ.)

 

Социальное служение – общественная, добровольная, социально значимая деятельность, ставящая своей целью содействие решению социальных проблем общества. (Социальная работа с молодежью: Учебное пособие/ Под ред. Н.Ф. Басова – 2-е изд. – М., 2009. – С. 215).  

 

Социальные службы для детей – организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, организации обеспечения отдыха и оздоровления, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей. (В ред. Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 21.12.2004 N 170-ФЗ)

 

Социальные технологии – система специализированных средств и методов, использующихся в социальной инженерии и создающих возможности для рациональной деятельности. (Л.П. Кузнецова. Основные технологии социальной работы. Учебное пособие. – Владивосток, 2002. – с. 88).

 

Терапия социальная – комплекс решений, процедур, мероприятий и действий, направленных на решение социальных проблем различного уровня организации. (Л.П. Кузнецова. Основные технологии социальной работы. Учебное пособие. – Владивосток, 2002. – с. 88).

 

Технологии социальной работы – система оптимальных способов преобразования, регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации. (Л.П. Кузнецова. Основные технологии социальной работы. Учебное пособие. – Владивосток, 2002. – с. 88).

 

Технологии социальные – совокупность приёмов, методов и воздействий на социальный объект, обусловленная необходимостью и потребностью достижения поставленных целей и получения заданного результата. (Л.П. Кузнецова. Основные технологии социальной работы. Учебное пособие. – Владивосток, 2002. – с. 89).

 

Технология – это способ реализации людьми конкретного сложного процесса путём расчленения его на систему последовательных и взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются более или менее однозначно с целью эффективного достижения поставленной цели. (Л.П. Кузнецова. Основные технологии социальной работы. Учебное пособие. – Владивосток, 2002. – с. 89).

План мероприятий